Фильм поставлен по книге Питера Мааса, в которой рассказывается совершенно реальная история полицейского, работающего под прикрытием, по фамилии Серпико, который всю жизнь боролся с коррупцией в полиции, получил пулю в голову по милости своих коллег, однако сумел выжить, оставил работу в полиции и переехал в Швейцарию. История Серпико в фильме рассказана - как бы это выразиться - очень правильно. То есть реалистично. Нет никакого ложного пафоса, никаких явных натяжек. Просто коррупция, затрагивающая, как водится, не только низы, но и верхи, и один полицейский, который в силу весьма редких принципов с этой коррупцией борется, хорошо понимая, что ни к чему хорошему это не приведет. Но иначе он не может, и это в фильме показано очень хорошо. Отчаяние - вот слово, которое характеризует почти перманентное состояние Серпико. Он ничего не может сделать с коррупцией, он не может переделать себя, чтобы стать таким же полицейским, как его напарники, и он ежедневно бьется головой об стену, хорошо осознавая, насколько безнадежно все то, что он делает. Впрочем, рядом с ним изредка появляются люди, которые также хотят изменить существующую ситуацию, но и их действия почти всегда обречены на неудачу. Кроме того, сотрудники отдела внутренних расследований в полиции пытаются заставить Серпико дать показания против своих сослуживцев, и это также приводит Фрэнка в отчаяние. Не то чтобы он не хотел этого сделать, однако Серпико хорошо понимает, что показания вряд ли приведут к реальному изменению ситуации, зато, дав показания, он фактически подписывает себе смертный приговор. Аль Пачино был номинирован на "Оскар" за этот фильм, но, как и в случае остальных шести оскарных номинаций, статуэтку он не получил (из восьми номинаций Аль Пачино получил только одного "Оскара" - за фильм "Запах женщины"). Впрочем, разумеется, его потрясающее актерское дарование не зависит от того, вручили ему "Оскара" за роль или нет. В "Серпико" он снялся на следующий год после первого "Крестного отца", и этот фильм сразу доказал, что актерский диапазон Аль Пачино - весьма широк. Потому что в образе Серпико нет ни малейших намеков на образ Майкла Корлеоне. Это совершенно другой типаж - как с внешней точки зрения, так и с точки зрения характера, манеры поведения и мировоззрения. Серпико - фигура совершенно трагичная. И сыграно это превосходно. Конечно, сейчас фильм смотрится уже не так, как в семидесятые-восьмидесятые, - некоторые приемы съемки довольно наивны, - однако если перестать обращать на это внимание и постараться замечать явные достоинства картины, то "Серпико" и сейчас смотрится очень неплохо, особенно учитывая тот факт, что проблема коррупции как была актуальна тогда, так не менее актуальна и сейчас. И многие зрители, посмотрев этот фильм, начинают задавать себе вопрос: а что бы ты делал на месте Серпико? Сражался бы один чуть ли не против всего мира или принял бы условия игры, чтобы "стать, как все"? Я уверен, что 99%, если они честны сами с собой, скажут, что они не стали бы прошибать лбом стену. Увы, в числе этих 99% окажусь и я. Не смог бы я идти против коллег по работе, даже хорошо понимая, что они занимаются достаточно неблаговидными делами. Потому что это страшно - идти одному против всех. Но в фильме рассказывается совершенно реальная история, а это означает, что такие люди - все-таки есть. Но это, друзья мои, вовсе не мы с вами. Это такие люди, как Серпико. Рыцари очень и очень печального образа. Им нечего радоваться. Они прекрасно знают, что их подстрелят свои же.
В духе Экслера. Простенько, зато доступно. Для оценки фильмов Люмета такой подход, пожалуй, идеален.
|